Сувениры профессий. Логотип.
Пермский край в сувенирах и магнитах!
Сувениры профессий. Пермь на магнитах. Лого.
Сувениры Перми.
Сувениры Перми
 
Сегодня, 14 декабря – Данных о праздниках на текущий день в нашей базе нет.
 

<< Достопримечательности Пермского края

Чердынский район

Чердынь. Первое поселение на месте современной Чердыни возникло в VIII—IX вв. н. э. В XII в. на холме, который впоследствии стал называться Троицким, существовало городище, основанное коренными жителями Верхнего Прикамья коми-пермяками. Троицкое городище появилось в период Родановской культуры. В XI—XIV вв. во время многочисленных походов новгородских ушкуйников за мехами чердынские земли приобретают особо важное значение и их начинают осваивать русские поселенцы. В XV в. здесь был построен русский город Чердынь. Троицкая гора, где сохранился земляной вал — остаток кремлевской стены, — главная достопримечательность Чердыни. Так уж распорядилась история, что в мире только три города, стоящие на семи холмах. Но, если два из них – вечный Рим и златоглавая Москва – известны каждому, то имя третьего ничего не говорит также и большинству россиян. А между тем это именно она – древняя столица Перми Великой, старейший город Урала, скромная северная красавица ЧЕРДЫНЬ.

Свое название город получил от соединения двух коми-пермяцких слов: «чер»—приток, «дынь»—устье, т. е. поселение, возникшее при устье ручья. Небольшой ручей, именуемый Чердынкой, и сегодня впадает в Колву.

Из-за отсутствия письменных и печатных источников ранняя история города неизвестна. Первое упоминание о Чердыни встречается в Вычегодско-Вымской летописи и относится к 1451 г. Другая летопись — Патриаршья, или Никоновская, — сообщает, что в 1472 г. во время похода войска Ивана III все земли Перми Великой (так именовалось Верхнее Прикамье) первыми на Урале вошли в состав Русского государства.

Центром их была Чердынь. С этого времени Чердынь как форпост Москвы на востоке приобретает особое значение. Во всех царских грамотах ее титуловали «Пермь Великая Чердынь». В 1535 г. на Троицком холме начинается строительство крепости, ставшей ядром города. Руководил строительными работами присланный из Москвы боярин Курчев, предок А. С. Пушкина. Возведенный деревянный кремль состоял из 6 башен, 4 ворот и подземного хода к Колве. Одиннадцать крупных натисков сибирских, казанских татар и вогул выстояла твердыня на Колве. В ансамбле города выделялись два монастыря, 14 церквей, дом воеводы, съезжая и таможенная избы, хлебные и соляные амбары. За один только ХVI век ей одиннадцать раз пришлось принять на себя удары полчищ сибирских, ногайских и казанских татар. И ни разу – ни разу! – врагам не удалось взять город.А между тем укрепления его были, на наш современный взгляд, просто смехотворны: крохотный деревянный кремль-крепость, в котором в лучшем случае имелось 5 пушек и 170 ружей. А военный гарнизон Чердыни и вовсе состоял из 20 стрельцов. Но такова уж сила духа людей, отстаивающих свою родную землю, что не нужны им в бою ни пули, ни стрелы – с голыми руками готовы выйти они на защиту Родины. И выходили – русские и коми-пермяки, старики юноши, женщины и дети – и твердо держали несокрушимый щит – восточный форпост России.

В XV—XVII вв. Чердынь была административным, военным, ремесленным, торговым и религиозным центром Верхнего Прикамья. В 1579 г. по числу торговых лавок занимала первое место на Урале. В XVI в. она была на третьем месте после Соликамска и Кунгура по численности населения. Велика роль Чердыни и в освоении русскими Сибири. Отсюда отправлялись во вновь возводимые города Верхотурье и Пелым военные и строительные отряды, ремесленники, торговцы и церковники, вместе с которыми шло проникновение русской культуры в Сибирь.

После присоединения Сибири к России границы государства отодвинулись на восток и Чердынь стала развиваться как торгово-ремесленный центр. Местное купечество берет в свои руки торговлю с Печорским краем. Завозимый им хлеб, товары промышленного изготовления доставлялись через Чердынь на Печору, откуда в обмен на эти товары купцы получали меха, рыбу и дичь. Широкие связи купечества, в том числе с крупными российскими рынками в Нижнем Новгороде, Ирбите, Москве, Петербурге и Перми, вели к оживлению экономики города, строительству в нем новых жилых и хозяйственных построек.

Хотя город попрежнему расположен на семи холмах вдоль правого берега Колвы, древняя планировка Чердыни до наших дней не дошла. Существующую в настоящее время планировку город получил по генеральному плану конца XVIII в. (архитектор И. Лем). По этому проекту «прямые улицы расположены вдоль по горе, а переулки, идущие к реке Колве, пересекают оные под прямыми углами». Но оставались каменные храмы, которые занимали ключевые точки в силуэте города. В Чердыни все эти здания служат естественным завершением холмов, а их стройные многоярусные силуэты придают облику города целостность и законченность. Среди чердынских храмов выделяется церковь Иоанна Богослова (1718 г.). Здание высится, как утес, на крутом берегу. На этом месте в XV в. был основан Иоанно-Богословский монастырь. В память о сгоревших деревянных церквах монастыря и построена каменная церковь, повторяющая в камне композицию древних клетских храмов.

На соседнем холме расположена Богоявленская церковь (1756 г.). Монументальное здание удачно вписано в силуэт города—оно замыкает перспективу ул. Яборова, хорошо просматривается с идущей вдоль реки улицы Мамина-Сибиряка и с долины Колвы. На центральном из семи чердынских холмов располо­жены Преображенская церковь и Воскресенский собор. Преображенская церковь находится в створе улицы Мамина-Сибиряка. Это пятиглавый каменный храм (1756 г.). Трехъярусная колокольня была пристроена в XIX в. Пятиглавый Воскресенский собор построен в 1750 г. В 1906—1911 гг. собор перестроили, так как он обветшал, был маловместителен, в нем не хватало света и воздуха. Колокольня Воскресенского собора является господствующей вертикалью в городском ансамбле.

При Советской власти город становится центром самого большого района в области лесного района. Территориально он остается в прежних границах, но прежняя четкость планировки начинает теряться. Отсутствие в плане города специально предусмотренных зон и территорий для промышленности, привело к чересполосице функционального зонирования. Кроме того, в 30-е гг недооценка градостроительного значения памятников Чердыни привело к тому, что часть их была частично или полностью разрушена. Так были сбиты купола с Успенской, Преображенской, Богоявленской церквей.

Сейчас 1 здание охраняется как памятник истории, 50 зданий и ансамблей (82 объекта) – как памятники градостроительства и архитектуры и надгробия на могилах купцов Юргановых – как памятник искусства. В Чердыни сохранилось значительное количество купеческих усадеб со всеми дворовыми постройками, часть земляного вала на Троицком холме, осыпавшаяся и поросшая многолетними травами, деревянный крест над могилой 85 убиенных ратников, сложивших голову в бою с ногайскими татарами в 1547 году. Их имена – все до единого – перечислены на надгробной плите. И по сей день, вот уже более 450 лет, эти герои считаются святыми покровителями города.

Посёлок Ныроб - поселение упоминается в письменных источниках с 1579 г. Первоначально – коми-пермяцкая д. Нырыб. Ныр в коми-пермяцком языке означает «нос», ыб – «поле», т. е. «Носово поле», или «поле Носа» (в 1579 г. в Ныробе жил Иванко Нос, основатель местной фамилии Носов). В 1601 г. в деревню из Москвы был отправлен в ссылку царем Борисом Годуновым Михаил Никитич Романов, дядя будущего царя Михаила Романова, который здесь вскоре умер (по некоторым данным – убит). В 2001 г., по случаю 400-летия этого события, был совершен покаянный крестный ход Ныроб – Пермь – Екатеринбург длиной около 1 тыс. км. В 1913 г. здесь отбывал ссылку будущий видный политический и военный деятель Советского государства К. Е. Ворошилов (в доме, где он жил, с 1932 г. до конца 1950-х гг. существовал мемориальный музей. Учреждения культуры – Дом культуры, библиотека. С нояб. 1981 г. в Ныробе существовал филиал Чердынского краевед. музея (сгорел в 1993 г.), археологический памятник – Ныробское селище; здания каменных церквей Богоявленской (1736 г.) и Никольской (с 1704 г.), странноприимного дома (богадельни, 1913 – 1915 гг.). Место былого заточения боярина М. Н. Романова оформлено художественной решеткой.

Под охраной государства в районе находятся многочисленные памятники природы: 24 геологических, 21 ботанический, 12 ландшафтных и др. Культура: 33 культурно-досуговых учреждения, в том числе Центр творчества и кино, 16 библиотек, включая центральную районную и детскую. Работают муниципальный краевед. музей им. А. С. Пушкина и его филиал – музей истории веры. Действующие православные церкви в г. Чердынь, пгт. Ныроб. Исторические достопримечательности: археологические памятники Ананьинской, Ломоватовской, Родановской культур; памятники жертвам гражданской войны и участникам Великой Отечественной войны; здания православных церквей в пгт. Ныроб, г. Чердынь, сёлах. Камгорт, Искор, Вильгорт, Пянтег, Бондюг, Бигичи; памятники гражданской архитектуры в г. Чердынь, сёлах Вильгорт и Покче. С 1990 г. г. Чердынь и пгт. Ныроб – исторические населенные пункты России.

<< Достопримечательности Пермского края

2010-2018 ©
«Сувениры Профессий»
Сервис поиска профессионалов - Обратись.рф Создание сайта - Office59.ru
Написать письмо Вопрос-ответ Контакты